Недостатки газгольдеров "евростандарт": чешских, болгарских, итальянских
Газгольдеры, изготовленные по евростандарту VPS, Deltagaz, Antonio Merloni, Citygas и др., предлагаемые многими российскими фирмами и мастерами-самодельщиками, изготавливают в Чехии, Италии, Болгарии по нормам EN (для европейского отопительного газа и условий центральной и южной Европы). Их производители в Евросоюзе не так известны, как польский Chemet, который выпускает газгольдеры АвтономГаз, но в России они популярны по причине того, что их заводы-изготовители не контролируют дилеров, поэтому эти газгольдеры доступны мастерам-самодельщикам, предлагающим газгольдеры евростандарт. Другие европейские производители не обладают опытом и квалификацией Chemet: возраст других европейских производителей составляет не более десяти лет, тогда как Chemet открылся почти семьдесят лет назад. Тем не менее, резервуары "евростандарт" используют по всей Европе. Но подходят ли они для России?
Использование в России
Тот факт, что газгольдер популярен в России и сделан по стандарту ЕС, ещё не означает, что его можно надежно, безопасно и комфортно использовать в России. Климат центральной России в корне отличается от европейского, на который ориентировались разработчики европейских стандартов. Кроме того в России практически недоступен чистый пропан, который в Евросоюзе используется для отопления. В России для отопления сжиженным газом приходится пользоваться автомобильной пропан-бутановой смесью, так как отрасль массового отопления сжиженным газом только зарождается, поэтому нет раздельных поставок автомобильного и отопительного газа, тогда как в ЕС отопительный газ почти на треть дешевле автомобильного в связи с тем, что на отопительный сжиженный газ не платится акциз на моторное топливо.
Чтобы система автономной газификации в России продолжала работать без перебоев даже в мороз, газгольдер должен находиться на глубине не менее 60 сантиметров от верхней точки корпуса. Это, накладывает на его конструкцию дополнительные ограничения. Во-первых, нужно позаботиться о том, чтобы арматура (краны, клапаны, приборы) газгольдера находилась выше уровня земли. В противном случае она может оказаться залита паводком или грунтовыми водами. Во-вторых, на такой глубине газгольдеру необходим более прочный корпус и усиленная горловина. Корпус газгольдера в России должен работать не только на давление, но и на сжатие из-за возможной имплозии (деформации резервуара от сжатия) под воздействием вакуума, возникающего от конденсации паров бутана при охлаждении их до точки росы.
В газгольдерах, сконструированных специально для России, первая проблема решена за счёт высокой горловины или высоких трубок, на которых размещена арматура. Например, газгольдеры АвтономГаз оснащены горловиной высотой 70 сантиметров. Этого более чем достаточно для того, чтобы поместить резервуар на нужную глубину.
У газгольдеров "евростандарт" нет ни высокой горловины, ни высоких трубок, так как в ЕС нет необходимости в их глубокой установке. Газгольдеры с люком-лазом, произведённые в ЕС по "евростандарту", снабжены горловиной высотой 50 сантиметров, то есть не дотягивают до нужной величины на десять с лишним сантиметров. С более дешёвыми резервуарами без люка-лаза дело обстоит ещё хуже. В них арматура фактически размещена прямо на корпусе. Колец, усиливающих корпус, или "воротника" для горловины, который снимает напряжения от вспучивающегося грунта, у газгольдеров "евростандарт" тоже нет. Они сделаны из более тонкой стали и не имеют усилительных колец, так как при эксплуатации с европейским отопительным газом вакуум в них никогда не возникает.
Это значит, что газгольдеры, выпущенные по "евростандарту", не подходят для автономной газификации частных домов в центральной России - в частности, в Московской области.
Нередко недобросовестные монтажники пытаются обойти этот недостаток при помощи того или иного кустарного решения. Все такие решения, как правило, ненадёжны, небезопасны и недолговечны. Это не та проблема, которую можно решить во время монтажа.
Защитное покрытие
Газгольдеры "евростандарт", защищены от коррозии при помощи эпоксидного покрытия. Оно относительно недорого стоит, а его нанесение не требует такого сложного оборудования, как ударопрочное полиуретановое покрытие, которое используется в газгольдерах АвтономГаз. Однако у него есть огромный недостаток: хрупкость.
В Европе, на которую рассчитаны чешские газгольдеры, хрупкость покрытия - это не проблема. Для перевозки и установки газгольдеров там используют специальный транспорт, способный обходиться с ними настолько бережно, насколько это возможно. Однако для доставки в Россию он не годится. Чешские газгольдеры везут через границу на обыкновенных еврофурах. К тому моменту, когда резервуар доберётся до заказчика, в эпоксидном покрытии образуются микротрещины.
Если микротрещины не обнаружить и не устранить во время монтажа, через три-четыре года начнётся коррозия резервуара, а протектор пассивной электрохимической защиты придётся менять не раз в пять лет, а каждый год. Это дорого и хлопотно.
Поскольку невооружённому взгляду они не видны, для этого требуется искровый дефектоскоп на 14 тысяч вольт. К тому же проверка покрытия - это слишком сложная процедура, чтобы выполнять её в полевых условиях. Из-за этого газгольдеры с эпоксидным покрытием обычно закапывают без проверки. Последствия очевидны.
Сталь корпуса
Газгольдеры "евростандарт" изготовлены из стали S355J2. Это рядовая углеродистая сталь, не прошедшая вакуумную дегазацию и нормализацию. По сравнению с отборной сталью, из которой изготовлены резервуары АвтономГаз, в ней выше содержание углерода и кислорода, а её кристаллическая структура менее равномерна. Это значит, что сталь газгольдеров других европейских производителей значительно хуже защищена от коррозии и образования трещин.
Фактическая толщина стенок корпуса газгольдеров, изготовленных по нормам ЕС, составляет 5,6 мм. Поскольку минимально допустимая толщина стенок составляет 5 мм, про запас остаётся всего ничего - 0,6 мм. Поверхностная внутренняя коррозия (наименее опасный вид коррозии) съест его за 20 лет. Для сравнения, для газгольдеров АвтономГаз аналогичный показатель составляет не менее 50 лет - настолько выше их защищённость от коррозии.
И даже для того, чтобы достичь такого срока службы, газгольдеры с эпоксидным покрытием должны быть обязательно снабжены системой пассивной электрохимической защитой. Если защитное покрытие удалось уберечь от повреждений во время доставки и монтажа, то протектор защиты придётся менять раз в пять лет. Это хуже, чем у газгольдеров АвтономГаз, которые требуют нового протектора не чаще одного раза в пятнадцать лет, не зависимо от условий доставки и монтажа, но значительно лучше, чем российские газгольдеры, нуждающиеся в дорогостоящей активной защите от коррозии.
Арматура
Оборудование для управления потоком газа, используемое в газгольдерах "евростандарт", выпускает либо американская компания Rego, либо европейские производители. Rego тот же производитель клапанов, что и устанавливаемых на газгольдерах АвтономГаз, но модификация оборудования на газгольдерах АвтономГаз более дорогая в связи с применением в ней защиты от аварий, возникающих при сбивании арматуры.
Если в газгольдерах АвтономГаз предохранительные скоростные клапаны для защиты от вандальных воздействий имеются на всех клапанах, то на газгольдерах "евростандарт" он есть только на клапане паровой фазы. Кроме того, арматура газгольдеров "евростандарт" не предотвращает заполнение резервуара более чем на 90%.
Иcпользовандешевой арматуры на газгольдерах "евростандарт" отрицательно сказывается на безопасности.
Плита и крепёж
По европейским строительным нормам резервуар может опираться на "брюхо", плита основания может не использоваться, если резервуар устанавливается с обваловыванием (заглубляется наполовину) и засыпается сверху грунтом. Поэтому многие модели европейских газгольдеров лишены опорных лап. Установка резервуара без лап в котлован увеличивает риск повреждения защитного покрытия в районе прилегания резервуара к основанию и делает невозможным надёжное крепление резервуара к опорной плите. Вместо рекомендуемого анкерного крепежа за лапы из материала, не подверженного коррозии, для крепления не предназначенных для России резервуаров используют оцинкованный трос или упаковочные ленты.
Зачастую опорная плита, на которую монтируют такие резервуары изготовлена из обычного бетона и, вдобавок, пустотела. Это большой недостаток: срок службы пустотелых плит составляет не более пяти лет. После разрушения плиты резервуар может всплыть.
Жалобы потребителей
-
Частые остановки системы из-за заливания редуктора грунтовыми или талыми водами или замерзания замокшего редуктора.
-
Требуется периодическая откачка бутана из газопровода и перезапуск системы в сильные морозы.
-
Из-за жесткого крепления редуктора происходит излом в месте крепления к газопроводу. Это вызывает значительные потери газа.
-
При заправке устаревшими газовозами, не оборудованными насосами, происходит стравливание газа, что приводит к потерям газа 100-200 литров а также созданию взрывоопасной смеси при заправке.
Вывод
Газгольдеры, выпускаемые по евростандарту, очень плохо приспособлены для эксплуатации в России и обладают множеством недостатков, которые увеличивают стоимость их обслуживания. Они несколько лучше газгольдеры российского производства, изготовленных из менее качественной стали, покрытых дешёвым битумным покрытием и снабжённых дорогостоящей активной электрохимической защитой, но по всем статьям уступают газгольдерам АвтономГаз, произведённым на польском заводе Chemet.
Сравнительная таблица
Производитель
Европейские производители газгольдеров "евростандарт" | АвтономГаз | |
---|---|---|
Производитель | Изготовлены в Евросоюзе | Изготовлены на польском заводе Chemet специально для АвтономГаз |
Квалификация завода-изготовителя | Заводы производят сосуды для сжиженного углеводородного газа под давлением до 16 бар, аварии на которых не представляют экологической опасности. | Chemet - единственное в Евросоюзе предприятие, допущенное к изготовлению сосудов для особо опасных веществ под сверхвысоким давлением (до 150 бар) |
Опыт завода-изготовителя | Около 10 лет | Более 65 лет |
География применения продукции завода-изготовителя | Европа центральная и южная | Европа северная, центральная, южная, Ближний Восток, Россия |
Контроль за распространением и монтажом | Изготовитель не контролирует монтаж и распространение продукции и не занимается подготовкой специалистов. | Газгольдеры, изготовленные Chemet, устанавливает только АвтономГаз и дилеры, прошедшие подготовку на заводе |
Пригодность газгольдера для эксплуатации в России | Соответствуют ГОСТ и ПБ но не могут быть установлены согласно СНИП (на соответствие СНИП не сертифицируются). | Газгольдеры АвтономГаз, изготовленные на заводе Chemet, сконструированы специально для центральной и северной России, соответствуют ГОСТ и ПБ и устанавливаются согласно СНИП. |
Гарантия на оборудование и монтаж | 1 год | Пожизненная гарантия |
Стоимость ежегодного обслуживания | 12-20 тыс. рублей | Бесплатно |
Газгольдеры с люком-лазом
Газгольдеры "евростандарт" | АвтономГаз | |
---|---|---|
Максимальная глубина установки (от верхней образующей цилиндра), см | 45 | 65 |
Высота горловины, см | 50 | 70 |
Усиливающий воротник горловины для снятия напряжений от вспучивания грунта | Нет | Имеется |
Конструкция фланцевого люка | Точеный без замка | Точеный, с герметизирующим пазовым замком |
Толщина фланца/люка, мм | 40/35 | 50/50 |
Усиливающие кольца корпуса для снятия напряжений от грунта | Нет | Имеются |
Газгольдеры без люка-лаза
Газгольдеры "евростандарт" | АвтономГаз | |
---|---|---|
Максимальная глубина установки (от верхней образующей цилиндра), см | 20 | 60 |
Высота трубок для арматуры, см | 10-15 | 60 |
Усиливающие кольца корпуса для снятия напряжений от грунта | Нет | Имеются |
Защитное покрытие
Газгольдеры "евростандарт" | АвтономГаз | |
---|---|---|
Покрытие.
Полимерное покрытие защищает резервуар от коррозии.
|
Эпоксидное | Полиуретановое |
Профессиональное нанесение покрытия | Покрытие наносится в покрасочном цеху на заводе | Покрытие наносит специализированная фирма. |
Обработка перед нанесением покрытия, очистка | Пескоструйная | Дробеструйная |
Заводская проверка покрытия на сплошность и пористость | Искровый дефектоскоп с током не менее 14000 Вольт. | Искровый дефектоскоп с током не менее 14000 Вольт. |
Возможные повреждения при транспортировке | При транспортировке могут появиться микротрещины | Возникновение микротрещин исключено |
Проверка покрытия перед установкой | Необходимы тщательная проверка дефектоскопом и ремонт | Достаточно визуального осмотра |
Ударная вязкость покрытия.
Удельная энергия удара, при котором происходит разрушение покрытия резервуара (выбоины, сколы, трещины). Чем выше энергия удара, тем качественнее покрытие.
|
6-8 | 25-35 |
Срок службы покрытия
При использовании газгольдера в России без дорогостоящей активной электрохимической защиты.
|
Около 10 лет | Не менее 50 лет |
Сталь корпуса
Газгольдеры "евростандарт" | АвтономГаз | |
---|---|---|
Сталь | S355J2 | S355J2+N |
Кристаллическая структура стали.
Свойства стали напрямую зависят от кристаллической структуры стали.
|
Смешанная |
Нормализованная, мелкозернистая
Мелкое равномерное кристаллическое зерно предотвращает образование трещин и исключает межкристаллическую коррозию.
|
Отбор стали | Сталь поставляет единственный производитель из Евросоюза. | Лучшая сталь, отбираемая по качеству у всех производителей Евросоюза. |
Заводской контроль качества при помощи ультразвука и рентгена | Проверяются только сварные швы | Проверяется металл изделия и сварные швы |
Прочность на разрыв | 500-560 | 560-590 |
Прочность на разрыв сварных швов.
Чем прочнее шов, тем большее усилие необходимо приложить для разрыва.
|
540 | 590 |
Предел текучести стали корпуса.
При таком давление на сталь начинается деформация. Чем давление выше, тем сталь устойчивее к деформациям.
|
392 | 470 |
Ударная вязкость
Чем этот показатель выше, тем лучше сталь выдерживает удары.
|
60-64 | 67 |
Толщина стенок
Газгольдеры "евростандарт" | АвтономГаз | |
---|---|---|
Толщина стенок | 6-6,2 | 6-6,2 |
Допустимая минимальная толщина стенки с учетом прочности металла и швов | 5 | 4 |
Технологическая погрешность изготовления.
Чем выше уровень производства, тем точнее совмещение свариваемых деталей.
|
0,4 | 0,1 |
Фактическая минимальная толщина стенки.
Прочность резервуара зависит от характеристик стали, толщины стенок и технологических погрешностей при совмещении деталей.
|
5.6 | 5.9 |
Запас на коррозию | 0.6 | 1.9 |
Скорость коррозии стали | 0.014 | 0.012 |
Срок износа резервуара.
Срок износа зависит от качества электрохимической защиты, агрессивности грунта, качества сжиженного газа.
|
43 | 158 |
Электрохимическая защита от коррозии
Газгольдеры "евростандарт" | АвтономГаз | |
---|---|---|
Активная электрохимическая защита от коррозии | Не требуется | Не требуется |
Пассивная электрохимическая защита от коррозии | Пассивная защита Kadatec с магниевым анодом весом 2 кг и химическим активатором весом 5 кг. Иногда пассивная защита отсутствует. | Пассивная протекторная защита с магниевым анодом весом 5 кг и химическим активатором весом 12 кг |
Срок службы электрохимзащиты |
5 лет
Если покрытие газгольдера повреждено, срок службы сокращается до 1 года.
|
Не менее 15 лет |
Арматура
Газгольдеры "евростандарт" | АвтономГаз | |
---|---|---|
Производитель арматуры | Rego (США) | Rego (США) |
Манометр | Герметичный, спиртозаполненный | Герметичный, спиртозаполненный |
Предохранительные скоростные клапаны для защиты от вандальных воздействий | Только на клапане паровой фазы | Имеются на всех клапанах |
Отсечка налива 90% | Нет | Имеется |
Периодическая подтяжка клапанов и фланцев при обслуживании | Требуется редко | Не требуется |
Материал арматурного кожуха | Жесть оцинкованная 1 мм или пластик | Пластик |
Плита и крепёж
газгольдеры "евростандарт" | АвтономГаз | |
---|---|---|
Плита основания | Пустотелая, обычный бетон, шир. 1,2 м | Массивная, кислото-щелочестойкий бетон, шириной 1,8 м, готовая. |
Опорные лапы для снятия напряжений на покрытие нижней части и надежного крепежа | Имеются лишь в некоторых моделях | Имеются |
Крепеж резервуара к плите основания | Оцинкованный трос или упаковочные ленты с оцинкованным крепежом прикрепляется за уши плиты или за лапы оцинкованным анкером | За лапы резервуара при помощи анкерного крепежа из нержавеющей стали |
Защита крепежа от коррозии | Крепеж и уши плиты подвержены коррозии | Крепёж изготовлен из материала, не подверженного коррозии |
Срок службы крепежа | Менее 10 лет | Не менее 50 лет |
Конденсатосборник
Газгольдеры "евростандарт" | АвтономГаз | |
---|---|---|
Сборник-испаритель бутана | Нет | Полимерный |
Срок службы конденсатосборника | - | Более 50 лет |
Цокольный ввод
Газгольдеры евростандарт | АвтономГаз | |
---|---|---|
Цокольный ввод | На резьбовых соединениях | Цельносварной |
Кран цокольного ввода | Цветной металл 0°С/+40°C | Стальной Broen -40°C/+ 40°C |
Сильфонный компенсатор | Нет | Да |
Срок безаварийной службы цокольного ввода | Менее 5 лет | Пожизненная гарантия |
Газопровод
Газгольдеры "евростандарт" | АвтономГаз | |
---|---|---|
Материал газопровода |
ПЭ 80
Эта марка полиэтилена не подходит для использования с пропан-бутаном
|
ПЭ 100
Газопровод из полиэтилена ПЭ 100 производится специально для АвтономГаз
|
Утепление газопровода на опусках и подъемах | Нет | Да |
Срок службы газопровода | Менее 10 лет | Более 50 лет |